да будет цвет!
Данный материал
помещен здесь не случайно. Дело в том, что если нет
четкого представления о том, как кодируется цвет, как
воспринимается он человеком, довольно трудно разобраться в
некоторых вопросах сайтостроения.
Известно, что львиную долю информации
человек получает посредством зрения. Современный
компьютер, однако, все еще остается устройством,
обрабатывающим лишь символьно закодированную информацию.
Можно ли заставить компьютер работать с графической
информацией? Для этого нужно цветную картинку превратить
в дискретную последовательность сигналов. Как это
сделать?
Еще Ньютон заметил, что
белый цвет получается путем смешивания семи основных
цветов (К,О,Ж,З,Г,С,Ф). Впрочем, для получения того или иного цветового
оттенка можно комбинировать и другие цвета, отличные от
указанных выше. Этот факт был обнаружен М.В. Ломоносовым
в его экспериментах по производству цветных стекол для
мозаики.
Более того, оказалось, что с помощью всего лишь трех
независимых цветов,
смешивая
их в однозначно определенной пропорции, можно выразить любой
цвет.
Другими словами, каждый цвет
задается тройкой
чисел (a, b, c), показывающих, в каком соотношении нужно
взять эти цвета. Можно при этом считать, что каждое из
чисел меняется в диапазоне от 0 до 1, где числу 1
соответствует максимально возможная яркость источника
света, передающего данный цвет, а числу 0 соответствует
отсутствие света, несущего данный цвет.
Указанные три числа можно
рассматривать как код любого цвета — ведь они его
однозначно определяют. Такой способ кодирования называют
RGB-кодированием.
Описание цвета
тройкой чисел наводит на мысль считать эти числа
координатами точки в пространстве. Тогда получается, что
коды всех цветов заполняют куб с ребром 1. Такой куб
изображен в верхнем левом углу страницы.
В современных компьютерах
используется 16-битное (режим HiColor) и 24-битное кодирование
(режим TrueColor). В первом случае оказывается возможным
закодировать 216 = 65 536 цветов, во втором - 224
= 16 777 216 цветов. В режиме TrueColor на кодирование градаций
яркости каждого из основных цветов отводится 1 байт: код
00000000 показывает, что данного цвета нет вообще, а код
11111111 соответствует наибольшей
интенсивности (яркости) кодируемого цвета. Каждый байт
обычно записывается двузначным шестнадцатеричным числом. Поэтому
код белого цвета — FFFFFF, код черного — 000000. А вот так
кодируются основные цвета и их попарные смеси:
|
FF0000
00FF00
0000FF
FFFF00
00FFFF
FF00FF |
Нередко двузначное шестнадцатеричное число
переводят в десятичную систему. В этом случае код цвета
записывается как тройка целых чисел, каждое из которых имеет
значение в диапазоне от 0 до 255. Например, код FFFF00 запишется
в этом случае как 255.255.0.
При создании web-страничек следует
помнить, что каждый браузер по своему создает смеси основных
цветов. Разумеется, основные
цвета любой браузер отображает на экране одинаково. Точно так же
все браузеры одинаково отображают и некоторые наиболее
употребительные смеси цветов. Такие цвета безопасно использовать
при создании собственной web-страницы — при ее открытии в любом
браузере цветовой фон останется таким, каким его задумал автор.
Таблицу безопасных цветов можно посмотреть
здесь.
Хочу отметить,
что это далеко не единственный способ кодирования графической
информации.
В компьютерных
графических программах применяется еще одна система
представления цвета — HSV (от англ. Hue- Saturation- Value, т.е.
тон-насыщенность-яркость). Эта система представляет собой
абстракцию, моделирующую не физические свойства цвета, а его
восприятие человеком.
-
Тон ( hue) из
трех составляющих является собственно цветовым компонентом,
представляет собой один из цветов радуги.
-
Насыщенность
( saturation) — это соотношение основного тона и равного ему
по яркости бесцветного серого. Максимально насыщенный цвет
не содержит серого вообще, а при нулевой насыщенности,
наоборот, полностью отсутствует основной тон.
-
Яркость (
value) — общая яркость цвета. Максимальное значение этого
параметра превращает любой цвет в белый, а минимальная — в
черный.
Варьирование тона, яркости и насыщенности позволяет получать
самые разные оттенки. Например, изменением яркости и
насыщенности чистого синего цвета можно получить целую гамму
мрачно-синих и холодно-серых оттенков, создающих ощущение
чистоты и спокойствия. Чистый красный цвет, как известно,
вызывает тревогу, однако его более темные и разбавленные оттенки
(коричневый, охряной) — напротив, действуют успокаивающе,
вызывая ассоциации с чем-то древним и благородным: кирпич,
дерево, золото, пожелтевшие страницы книг. Голубой, если его
затемнить при сохранении насыщенности, превращается в
сине-зеленый — цвет водорослей и морских волн. Чистый желтый
цвет сияет над цветовым ландшафтом, как палящее солнце — однако
при попытке понизить его яркость и насыщенность он превращается
либо в грязно-серый, либо в болотно-зеленый.
Это всего лишь несколько примеров. Вы можете сами найти
множество красивых оттенков разных цветов. Поэкспериментировать
с цветом можно, например, на сайте
http://archizona.ru/podbor.html или
http://colorscheme.ru/. Однако не забывайте о
том, что один красивый цвет вам ничего не даст: ваша задача —
подобрать сочетание цветов, которое будет радовать глаз
посетителя сайта.
О цветовых моделях более подробно...
Подробнее о цвете
читайте
здесь. |