Сайт Свиридова Ю.П.
        

Не хлебом единым.

 
 


 

 

сначала был учитель...

Школа в нашем селе имеет давнюю историю. Вначале она была маленькой церковно-приходской, потом стала семилетней и, наконец, в 1955 году - средней.
    В разное время в ней работали замечательные люди, настоящие педагоги. Многих из них уже нет в живых, но они живы в памяти своих учеников...
  Этот раздел сайта посвящен им, этим удивительным людям, профессионалам с большой буквы.

     В канун светлого праздника Дня Победы хочется вспомнить об учителях-фронтовиках...

 

 


Свиридов Петр Иванович - учитель черчения и ИЗО.   

Свиридова Лариса Петровна

Про папу.


 Свиридов П.И., 1980 год.   Папа наш родился в 1916 году. Детство было тяжелое.Оно совпало со временем больших перемен, когда менялся уклад жизни. Детей в семье было много. У бабушки (Пелагеи Ивановны) было своих десять, и еще они с дедушкой Иваном Ивановичем забрали часть сирот (3х детей) бабушкиной младшей сестры, она умерла от болезни.

     Во время  революционного периода (с 1917 года по 1925 год приблизительно) село наше несколько раз переходило из рук в руки. Часто было безвластие. Налетали банды, грабили, особенно досталось селу от атамана Антонова. Его люди отнимали все: скот, корма, лошадей. Многих жителей убивали.

    Нашу бабушку раза два пытались расстрелять за то, что она прятала старших сыновей и мужа, чтоб их не забрали с собой в какую-нибудь банду.

     Были течения: красное, белое, зеленое, махновцы и разные банды. Благодаря терпению, везению, трудолюбию, мужеству, вере семья выжила. Потеряли только самых младших сыновей - Колю и Павлика: они в это время родились слабенькие и не выжили. В семь лет папа пошел учиться в Никольскую начальную школу №14. Учительницей его была Мария Степановна Сивухина. Учился он неплохо, хотя часто пропускал школу по болезни, были слабые легкие и ревматизм. Да и порой нечего было одеть и обуть.

 После 7-го класса папу наш дедушка отвез в г. Мичуринск Тамбовской области, в школу рабочей молодежи при Мичуринском плодовоовощном институте. Ему учиться помогала вся семья (выделывали кожу из шкур телят и овец кустарным способом и получали какие-то деньги). Да он и сам подрабатывал: рисовал наглядные пособия для занятий со студентами, давал характерные описания различных овощей и фруктов для определения сортов.

После окончания ш.р.м. в институт был принят без экзаменов,  так как его уже знали многие преподаватели по выполненным работам. Окончил институт в 1941 году, получив специальность агронома-плодоовощевода. Распределили в Крым, в один из виноградорских совхозов. Но началась война, и вместо работы пришлось идти на фронт…


  Свиридов П.И., 1945 год.
Попал на северо-западный фронт, под Ленинград. Командующим их фронтом в то время был Жуков. Лето и осень фашисты очень быстро наступали, но полку, в котором служил папа, удалось избежать окружения благодаря таланту командира. Фамилию его я забыла. (Сампетов). Папа рассказывал, что он был преклонного возраста, болезненный, но очень разумный, не выслуживался, старался, как Кутузов, сохранить живую силу вопреки всему. Ему это удалось, остались многие солдаты его полка живы...

Пришлось хлебнуть много солдатского горя - не хватало оружия, почти все были обморожены в суровую зиму 41-го года. Во время войны папа вступил в ряды КПСС, тогда это было почетно - умереть коммунистом. Ему присвоили звание лейтенанта, и он стал командиром роты минометчиков. Участвовал в сражениях не только со своей дивизией, но и оказывал помощь, если случалось, другим подразделениям.

Так, однажды, в труднейшей ситуации оказалась группа разведчиков фронта. Они взяли в плен очень ценного языка и выходили с боями к своим. Папа, с вверенными ему бойцами, поддержал их огнем. Его за этот бой наградили орденом Красной Звезды ( у него к этому времени уже была медаль "За отвагу"). В конце войны получил еще три  ордена "Отечественной войны" второй степени и несколько медалей за взятие различных городов…Наградные листы см. здесь.

 После войны папу демобилизовали не сразу. Его, как специалиста, оставили в восточной Германии сначала засеять хлеб, потом собрать урожай, чтобы немцы не голодали. Войну закончил старшим лейтенантом. Предлагали остаться при штабе округа, но он отказался - это было не его призвание. Демобилизовался он в 1946 году домой, в Архангельский район.

Папу сразу же взяли на работу в райсельхозотдел землеустроителем. Он чертил карты-схемы полей всех колхозов района и описывал свойства почв. Приходилось много ездить и ходить. Я его помню тогда всегда с планшетом в руках. Потом было укрупнение: Архангельский район упразднили, образовался большой Аннинский район. Папу переводили в районный центр Анну, но он отказался из-за семейных обстоятельств: был уже хоть какой-то дом и налаженный быт, а переезжать с больной бабушкой, двумя маленькими детьми и женой с плохим здоровьем было рискованно. Стал работать в Архангельской МТС агрономом, потом и МТС сократили, перешел в колхоз бригадиром садоводческой бригады. Затем колхозы стали укрупнять. Никольский колхоз "Красная Нива" стал I - вым производственным участком колхоза имени XX партсъезда, папу назначили начальником этого участка. Выдался засушливый год, пришлось часть скота сдать на мясо, обвинили руководство, прислали нового председателя - Усова Михаила Романовича, с которым у папы не сложились отношения, и он написал заявление об уходе.

 Я не помню, но одну зиму точно, папа был без работы, много переживал. Ему, который раз, помог природный талант - рисовать. Устроился работать в школу (уже среднюю) учителем черчения и рисования. Его принял на работу директор школы Александр Николаевич Шаталов (в последствии заведующий Аннинским РОНО) - человек очень умный, с большим талантом организатора и способностью к государственной деятельности. 

В школе папа проработал до пенсии. Кроме умения рисовать, он обладал абсолютным музыкальным слухом, великолепно играл на многих музыкальных инструментах, хорошо пел, был участником школьного хора.

 Люди, пережившие войну, особенно солдаты, смотрели на мир другими глазами, нежели мы. У них были другие ценности. Я временами папу тоже не понимала. Мне хотелось, чтобы он в мирной жизни достиг больших результатов. Сейчас думаю, что я просто не достигла уровня его человечности. Нам ветеранов войны просто не понять. Они, пережившие смерть, голод, холод, были рады всему: траве, весне, солнцу, миру, небу, цветам. Для них наши трудности казались не такими важными и значимыми. 

Пока все.


Селиванов Михаил Федотович - учитель
                 физической культуры.

Мой прадедушка.

  Селиванов М.Ф.     У нас в семье хранятся разные реликвии: старинные вазы, картины, посуда. Все это я видела с детства, к этому привыкла, много раз слышала историю появления этих вещей у нас в доме. Но однажды, разбирая во время ремонта старый шкаф, я нашла маленькую шкатулку. Открыла ее и ахнула: она была наполнена орденами и медалями. Не раздумывая долго, я побежала к бабушке.

- Чье это?- спрашиваю.

Бабушка не спеша  вытерла руки о передник, взяла шкатулку и долго о чем-то вспоминала. Потом вздохнула, смахнула набежавшую слезу и сказала:

- Это, лапушка, награды твоего прадеда.

- Бабуль, расскажи,- заныла я, не сомневаясь, что услышу что-нибудь интересное.

-Ну, слушай,- ответила бабушка. Она села в кресло и подложила под спину подушку, что означало долгий рассказ. Эту историю о моем прадеде, нашем земляке Селиванове Михаиле Федотовиче я хочу поведать и вам.

   Родился Михаил Федотович в 1925 году в селе Никольское Аннинского района Воронежской области. Семья была большая: мать, отец, братья Семен и Федор да сестренка Шурка. Мальчишкой он был озорным, любил шумные игры, возню. Бегал вместе с другими ребятишками в лес по грибы да по ягоды, набивал синяки и шишки.

  В 1932 году Миша пошел в школу и из шалунишки превратился в прилежного ученика. В школе он любил все предметы: математику с ее логической стройностью, химию с ее волшебными превращениями, историю-хранительницу прошлого, но больше всего прадед любил читать. Всеми ночами  просиживал он за столом, скупо освещенным керосинкой, погружаясь в неведомый, чудесный мир книг. «Способный мальчонка»,- говорили о нем учителя.

  1932-1938 годы. Это было очень трудное время. Несколько неурожаев подряд стали причиной голода. Тяжело было, мать пекла хлеб, который состоял из лебеды и мякины, да и того было мало. Но даже такие трудности не сломили стремление Михаила Федотовича выучиться, стать Человеком.

   В 1936 году его приняли в пионеры. Весело заалел на груди красный галстук. А как гордо он шел из школы домой: пальтишко распахнуто, смотрите все, завидуйте. Еще прилежнее стал теперь ученик, еще больше старался проявить себя, оправдать высокое звание.

    В 1940 году, перед самой войной, прадеда приняли в комсомол. Секретарь организации, вручая ему билет, сказал:

-Вот и стала наша комсомолия на одного человека больше. Не подведи, Михаил.

    Молоденький парнишка, привыкший к тому, что его называли то Мишаткой, то Мишкой, вздрогнул, когда услышал свое полное имя.  Оно означало ответственность, настоящую, взрослую. После окончания семилетки Михаил Федотович поступил в училище на курсы трактористов. Окончив их, вернулся домой. Там его уже ждал новехонький трактор. Работа прадеду нравилась, ведь ничего нет важнее, чем хлеб растить. Жизнь в селе налаживалась, люди стали забывать о нищете и голоде, как вдруг страшным вихрем ворвалась в нашу страну война. Михаил Федотович, которому в 1941 году исполнилось шестнадцать лет, решительно идет в военкомат, но получает отказ «Молод еще»

  И потекли военные будни в тылу. Днем и ночью вместе с другими подростками да женщинами в поле. Порой некогда было даже поспать, от работы валился с ног, но сердце все же рвалось на фронт, туда, где сражались отец и брат, туда, куда ушли сотни односельчан.

   Однажды, возвращаясь с поля, Михаил Федотович увидел на крыльце мать. Она словно постарела на много лет, сгорбилась и почернела.

-Ой, Мишатка, забирают тебя,- запричитала она. А у прадеда в груди весело застучало сердце: «Ура, на фронт!»

 Селиванов М.Ф.   Первое боевое крещение Михаил Федотович принял несколько месяцев спустя под Воронежем. Потом были сотни городов и сел, которые вместе с другими солдатами освобождал  прадед.  Он геройски воевал, за что был награжден не раз. Но вот об одной награде мне хочется рассказать подробнее. Шел 1944 год. Стояли жаркие августовские дни. Солнце палило нещадно, трава порыжела и высохла. На небе- ни облачка. В один из таких дней позвал его командир батальона. Приведя себя в порядок, поправив гимнастерку и лихо сдвинув пилотку, прадед пошел в блиндаж.

- Старший лейтенант Селиванов по вашему приказанию прибыл,- отрапортовал  он.

Комбат поглядел на него и тихо ответил:

- Да ты, сынок, брось как на параде. Скажи прямо, сможешь пойти вместе с разведчиками и обеспечить связь?

- Смогу,- не задумываясь, ответил Михаил Федотович.

- Задание опасное, лейтенант. Твоя задача правильно наносить координаты на карту и передавать их по рации. От того, насколько точно они будут указаны, зависит наступление. После твоего сообщения незамедлительно будет вестись артиллерийский огонь по немецким складам с оружием. Понял?

- Так точно,- ответил Михаил Федотович.

    Ночью он ждал разведчиков у блиндажа. Матерые вояки поглядывали на прадеда с недоверием. Командир группы  что-то бормотал себе под нос.

      Линию фронта группа перешла без проблем и, быстро преодолев открытое пространство, скрылась в лесу.

       К складам разведчики подползли в 3 часа 20 минут, уже начинало светать. Стояла необыкновенная тишина, только слышно было, как кое-где подавала голос кукушка, и стрекотал кузнечик. На связь вышли уже в 3 часа 50 минут, а в 4 часа последовал первый артиллерийский удар. Но фортуна не была на стороне наших солдат. Ответной пулеметной очередью перебило провод. Что же делать? И тогда прадед, захватив катушку, пополз. Вот и порыв. Еще чуть-чуть. Уже почти дотянулся и вдруг почувствовал сильный удар в спину. Теряя сознание, успел зубами зажать провода. Разведчики вновь передавали координаты. После боя Михаила Федотовича отправили в медсанбат. Вернувшись в часть, он узнал, что здесь его дожидается  Орден Красной Звезды.
Наградной лист см. здесь.

   В составе действующей армии Михаил Федотович прошел длинный боевой путь. А когда отгремели бои, он вернулся в родное село, спустя год поступил в педагогическое училище и, окончив его, долгое время учил детей физкультуре.

       Жизнь моего прадеда похожа на тысячи других, вынесших на своих плечах и войну, и разруху. Теперь, когда я смотрю на орден, я думаю, что мечта Михаила Федотовича стать Настоящим Человеком сбылась. Его уважали при жизни, помнят и теперь, после смерти. Вот такую историю рассказала мне моя бабушка.


Сурков Владимир Яковлевич - учитель истории.

Дорогой наш человек.

Лаптев Дмитрий

 Сурков Владимир Яковлевич      Родился и вырос я в мирное время. Никогда не видел войны, но знаю, что война – это страшное событие. В нашей семье в каждом поколении есть участники военных событий. И для меня они настоящие герои.
    Сурков Владимир Яковлевич – мой прадед, воевал в годы Великой Отечественной войны. Эта война была самой бесчеловечной и самой длительной. Четыре долгих года прадед защищал Родину от врагов и ни разу не струсил. Он служил танкистом и за всю войну 7 раз горел в танке, один раз его ранили в ногу маленьким осколком, один раз контузило. После войны осколок остался у него в большом пальце ноги, как память о тех далёких событиях. Был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Наградной лист см. здесь.
   Вернувшись с войны мой прадед  по распределению приехал из Тамбова в наше село работать учителем истории и встретил девушку Лиду.  У них родилось четверо сыновей. И вот тогда он рассказал всем, что перед войной ему старая молдованка нагадала, что он выживет, будет 7 раз гореть в танке, женится на Лиде, она родит 4-х детей, а умрёт от ножа. После того, как всё предсказанное сбылось, прадед стал бояться операций. Он не разрешил удалять осколок, долго сопротивлялся операции на  животе.
      Умер прадед в 82 года от обычной грыжи, так как не разрешил сделать ему операцию. А ведь мог ещё и пожить. Жить он хотел, любил своих детей, внуков и правнуков, которых у него было  уже семеро. Сколько помню, ходил он всегда с палочкой, потихоньку, а разговаривал громко. Это видимо у него осталось после работы в школе, а может контузия о себе давала знать. Прадед очень интересно рассказывал о войне и  никогда не говорил, что ему было страшно. Он был человеком интересным, умным, знал ответы на все вопросы. Своим потомкам он оставил в стихах наставления  и секреты выращивания пчёл. Теперь мы все пчеловоды – продолжаем его дело и гордимся тем, что у нас был такой героический предок.

В начало...

© Свиридов Ю.П.
 e-mail: yurswir@yandex.ru

  Hosted by uCoz